В шелесте белых берёз, Есть какая-то нежность, С запахом девичьих кос, Плывущая в безмятежность Над зеленью трав высоких, Обнимающих голубое небо, Под шапками облаков одиноких, Роняющих слёзы слепо, По твоим, Русь, просторам, Без конца и без края, Сплетается в заревые узоры И дальше, к берегам рая.
В серебре уснувший бор, Разметала косы вьюга, Взгляд бросает на простор, Кротко слушает пичугу, Нет забот ей и печали, Свет исходит от небес, Укрывает ночка дали, Укрывает в спешке лес. Вьюга встанет спозаранку, Недовольной и смурной, Станет снежить под тальянку, Вить узоры день-деньской.
Прожила лиса без бед, Не один десяток лет, Никогда не дула в ус, Ощущала жизни вкус. Тут явилась старость к ней, Хоть рекою слёзы лей, Силы в лапах никакой, Ей не в радость свет дневной. Рассуждать лиса взялась: - В лужу мне нельзя упасть! У медведя есть изба, В ней пожить моя судьба! Слов лисичке не толочь, Мысль легко с собой волочь, Заявилась к Мишке в дом, Бьёт лиса пред ним челом: - Милый Мишенька, мой свет, Жизнь моя теряет цвет. Стала старой я совсем, Много сплю и мало ем. Дай в избе ты мне пожить, Мне себя не прокормить! Пожалел её медведь: - Мне грешно тут не хотеть. Время то не за горой, Старость та придёт за мной. Полезай, лиса, на печь, Силы сможешь там беречь, А с едой проблем не знать, Будешь жить, не горевать!
Радость ей не скрыть ничуть, Ей спины теперь не гнуть, И лиса пошла в обход, Там, в сенях, уж лапы трёт. Взгляд лисы огнём горит, Мёд она в кадушке зрит: "Ах ты, Миша-Михаил, Жизнь мою ты подсластил! Силы я в себе найду, Ночью в сени я приду"! Вот на двор ступила ночь, А лисе уже невмочь, Стук да стук она хвостом, Глазки кажет с огоньком. Мишка задал ей вопрос, Взглядом он к лисе прирос: - Что ты, лисонька, не спишь, Целый час хвостом стучишь?! Да лисе не тратить слов, У неё ответ готов: - Там, в сенях, мышей полно, Выгнать их пора давно! Всё пищат они, пищат, Сон мой чуткий теребят! Отвечает Мишка ей: - Так гони их из сеней! И лиса с печурки, прыг, В сени ходом, напрямик, Мёда в бочке в самый край, Только лапой управляй! Съела лисонька вершок, Вновь на печке греет бок. Мишка глазки приоткрыл, Словом Мишка не грешил: - Мыши вроде б не пищат, Будешь спать, лиса, в услад! В небесах лиса кружит, Языком едва шуршит: - Прогнала мышей я всех, Им теперь не до потех. Спи, Мишутка, без тревог, Для мышей есть в поле стог! Скоро день явился в дом, В срок и ночка чередом. Вновь хвостом лисичка бьёт, Глаз от Мишки не ведёт. Мишка гнев не проявлял, Он лисе вопрос задал: - Что ты, лисонька, не спишь, Два часа хвостом стучишь?
Да лисе не тратить слов, У неё ответ готов: - Мыши те опять в сенях, Потеряли, видно, страх! Всё пищат они, пищат, Сон мой чуткий теребят! Отвечает Мишка ей: - Так гони их из сеней! И лиса с печурки, прыг, В сени ходом, напрямик, Ест она пригоршней мёд, В бочку с мёдом нос суёт, Как наелась, вновь на печь, В мыслях ей теперь не течь. Мишка чуткость проявил, Он ей время уделил: - Мыши вроде б не пищат, Будешь спать, лиса, в услад! У лисы один ответ: - Да, мышей в сенях уж нет! Спи, Мишутка, без тревог, Для мышей есть в поле стог! Месяц вышел за плетень, В избу входит новый день. Мишка утром встал с зарёй, Накрывал он стол с душой, На столе том самовар, Пирогов пахучий жар, А коль мёда есть запас, К чаю мёд им в самый раз! В сени Мишка завернул, Век над бочкой не сомкнул: - Эко диво, мёд пропал, У меня он год стоял! Возвратился Мишка в дом, А лиса уж за столом! Почесал он нервно нос, Учинил лисичке спрос: - Там, в сенях, стоял медок, И куда ж он деться мог?!
В удивлении лиса, Лапой трёт она глаза: - Это мыши съели мёд, Знаю их мышиный род! Мишка в думку ту полез: - Тут, лисичка, тёмный лес! Мыши мёду не едят, Он для них смертельный яд! Да лисе стыда не знать, Не судьба ей горевать: - Нет цены таким словам, Может, съел медок ты сам?! Возмутился Мишка, жуть: - Можешь ты, лиса, куснуть! А лиса и говорит: - Ум, твой, Мишенька, чудит! А медок мы твой найдём, На полянку, друг, пойдём. Там, на солнце, полежим, Наш вопрос и разрешим, Коль на солнце греть живот, Вмиг наружу выйдет мёд, И посмотрим, кто же прав, Без размолвок и расправ! Вот прошёл какой-то час, Не сомкнёт лисичка глаз, Мишка очень крепко спит, Сны прекрасные глядит. Тут лисичка ходом в дом И назад бежит, с медком, Наскребла по дну чуток, Пригодился ей медок. Мишке мажет им живот, Вся в той радости цветёт. Мишка кажет сонный лик, Вдруг он слышит дикий крик: - У тебя живот в меду, Я тебя, мой друг, пойму! Ведь на то ты и медведь, Как тут мёду не хотеть?! А меня винить не смей, Нет в лесу лисы честней!
Ночью Мишенька не спит, Он под нос себе бубнит: - Мыши мёду не едят, Он для них смертельный яд, Но и я медок не ел, Кто ж кадушку мёду съел?! И опять твердит своё: - Но не ел я, ё-моё! Да лисичка крепко спит, Тем хвостом уж не стучит, А в сенях мышиный бал, Спать лисе он не мешал.
Конец
Автор: Виктор Шамонин-Версенев Рисунки: Виктор Шамонин-Версенев, нарисованы автором в нейросети
Заря румяна и игрива, Плетёт над речкой кружева, Цветы ласкает молчаливо, Ласкает нежно дерева. Ручей бежит по перекатам, Разносит звонкий голосок, В рубашке старой и помятой, Спит под сосною ветерок, В лугах серебряные росы, В лугах пахучие стога, Денёк в берёзовые косы, Вплетает в спешке жемчуга.
Автор: Виктор Шамонин-Версенев
Видеостихотворение ЗАРЯ РУМЯНА И ИГРИВА… слушать, читает Михаил Киселёв:
Вечер вышел на простор, Посмотрелся в речку, Чуб развесил между гор, Оседлал крылечко. Объявился месяц вслед, Звёздочки развесил, В травы спрятался рассвет Хворый и невесел. Ветер юркнул бодрячком, Целовал берёзку, Потягался с ивнячком, Растрепал причёску. Подошла неспешно ночь, В шапочке-ушанке, Стала звёздочки толочь, Золотить полянки.
Вечер дремлет у дороги, Над водой вздремнул туман, Дремлют ивы-недотроги, Дремлет ветер-хулиган. Я тропинкой выйду к речке, Песню тихо запою. Месяц кроткою овечкой, Станет слушать песнь мою. Он забудется в печали, Будет плакать и грустить, А берёзовые дали, Будут слёзы грусти пить.
Солнце встало у ворот, Чрез лесок лиса идёт, В лапах лисоньки петух, В радость ей куриный дух. Подошёл к лисичке волк, Разговор он с ней завёл: - Вижу ты, лиса, цветёшь, С петушком домой идёшь?! Угости меня, не жмись, Добрым делом запасись! Села лисонька пред ним, Взгляд лисы неуловим: - Обленился ты уж, друг, Оглянись скорей вокруг! Там, в деревне, домик есть, Побывать в нём, волк, за честь, А хозяин в нём - простак, Раздаёт их просто так! Так что, милый, поспеши, Будешь кушать от души! Волку слов не нужно красть, Он раскрыл мгновенно пасть: - Видно, надобно бежать, Лапы в дело подключать, А зевнёшь, так разберут, Пошустрей быть нужно тут!
Развернулся волк и в путь, Стал он ход к деревне гнуть, Домик ветхий отыскал, Волк ломиться в двери стал: - Эй, хозяин, открывай, Петушка жирней мне дай, Чтоб окрасом был пригож, Чтоб он нравом был хорош! Вышел рыжий мужичок, Слов он в ступе не толок: - Коль ты, волк, явился сам, Петушка тебе я дам, Будешь ты, дружочек, сыт, Петушок и свеж, и мыт! Мужичок в сарай свернул, Следом волк за ним рванул. Мужичок схватил ухват, Обогрел им волчий зад! Волк от боли ошалел, Пулей к лесу он летел, Сел под старый жёлтый куст, Не смыкал он жарких уст: - Ну, даёт дрозда мужик, В драке он и зол, и дик! Угостил, что не унесть, Зад болит до зуда весь! А лиса уж тут как тут, Глазки лисоньки снуют, Утка в лапе у лисы, Гладит лисонька усы: - Вижу, волк, ты кем-то бит, Вон, в глазах тоска стоит! Перепутал, чую, дом, Видно, бес ютится в нём?! Волк обиды не держал, Просто он лисе сказал: - Да, лиса, не повезло, Может, с тропочки снесло? Да теперь не горевать, Мне бы боль, лиса, унять, А тебе опять везёт, Запасёшь жирка на год!
Держит лисонька ответ, В лисьих глазках яркий свет: - У деревни дворик, друг, Нет души людской вокруг! Во дворе утят, не счесть, Покажи, каков ты есть! Волк секунды не стоял, Двор он к ночи отыскал, Прыгнул тут же волк во двор, Лапы он в траве простёр! Пёс над ним горой завис, Взгляд его струился вниз. В страхе волк глядел на пса И лежал он, чуть дыша. Пёс в охотку в драку влез, С волка вмиг слетела спесь. Пёс бил волка, не жалел, Волк на шёрстку оскудел, Как бежал, не помнил сам, Сбросил вес на килограмм! Скоро волк упал под куст, Вдруг он слышит веток хруст. Подошла к нему лиса, В тех глазах её слеза: - Потерял ты хватку, волк, Сам себя совсем извёл, Шёрстка клочьями висит, Неприглядный просто вид! Ты давай-ка, подлечись, К Мишке в горе заявись, У медведя есть медок, Он в болезни мне помог, И тебе поможет, друг, Вмиг избавишься от мук! Бочка с мёдом у двери, Больше мёду ты бери!
Волк в любви к лисе вздохнул, Путь он к Мишке повернул, У двери он бочку зрит, Взгляд его огнём горит. Волк в бочонок сунул нос, Лапы он над ней занёс! Вдруг проснулся тот медведь, Мишка стал глаза тереть: - Разрази меня гроза, Это, что за чудеса?! Сил медведь не пожалел, Волка лапой он огрел. Волк от боли сжался в ком, В лес рванул он, напролом! Под сосною волк залёг, В речи волк совсем размок: - Что поделать мне с собой, Не хочу я жить, порой! Нужно лисоньку спросить, Как мне дальше нужно жить? За сосной лиса стоит, Лап она не шевелит: «Ах, какой наивный волк, В думах весь себя извёл! Что ж, продолжим завтра ход, Пусть в крапиву он идёт, Коль сошёл с него окрас, Ей лечиться, в самый раз, А сейчас пора мне в сон, Никому не в тягость он! Утро вечера мудрей, Спи, волчок, не хмурь бровей»!
Конец
Автор: Виктор Шамонин-Версенев Рисунки: Виктор Шамонин-Версенев, нарисованы автором сказки в нейросети